Новости

Лизинг автотранспорта: то вверх, то вниз

Рынок лизинговых услуг в России развивается темпами, отличными от европейских. Это мнение аналитиков, составивших прогноз его развития на основании результатов финансовой деятельности кредитных организаций в 2007–2011 гг.

За весь 2010 г. совокупный объем новых сделок лизинга по автомобильному транспорту, заключенных в нашей стране, составил 106 млрд. руб. По предварительным оценкам, в 2011 г. он вырастет более чем на 20 % и превысит рубеж 130 млрд. руб. В прошлом году лизинг автотранспорта в РФ занимал примерно пятую часть (по итогам первых девяти месяцев – 19,3 %) всего рынка лизинга. При этом на грузовые автомобили, приобретаемые в финансовую аренду, приходилось чуть менее 10 %, а на автобусы и микроавтобусы – немногим менее 1,5 %.

Анализ данных за полные календарные 2007–2010 гг. показал, что среднестатистический показатель по объемам лизинга грузовых транспортных средств равен 14 %, а по автобусной технике – 2 %. Для сравнения: в 27 странах Евросоюза средняя доля лизинга автотранспорта в 3,5 раза выше и составляет едва ли не половину всего объема лизинговых сделок (по данным Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LeasEurope – 48 %). Удручает тот факт, что в общем объеме продаж финансовых услуг в России доля отечественного лизинга крайне мала. Зачастую фирмы пользуются услугами иностранных компаний, и тому есть логическое объяснение: если импортер поставляет на российский рынок европейскую технику, то он стремится и работать со «своими» банками.

Но нет худа без добра: если в Европе среднегодовой показатель роста сегмента лизинга автомобильного транспорта не превышает 7–8 % и редко поднимается до 9–10 %, то в РФ он увеличивается на 30–40%. В то же время, аналитики отмечают и более высокую уязвимость российского рынка автолизинга в кризисный период. Например, объем сделок в 2009 г. в РФ рухнул более чем наполовину (–56 %), тогда как в Европе он просел менее чем на треть (–32 %). В то же время, и восстановление у нас идет стремительнее. По некоторым оценкам, продажи новой автомобильной техники в России по лизинговым контрактам вернутся на докризисный уровень в начале 2013 г. Доля автомобильного лизинга в общей структуре лизинговых услуг в России к тому времени вырастет вдвое, до 40 %.

Ощутимый экономический эффект должна дать реализация программ государственного лизинга. Благодаря прямому госфинансированию в течение пяти лет на обновление автопарков будет израсходовано 43,5 млрд. руб., в среднем по 8,7 млрд. руб. в год. Но реальный бюджет программы будет вдвое меньше – около 22,1 млрд. руб. за счет того, что приобретаемый в собственность муниципальных предприятий подвижной состав гарантирует возвратность средств в казну. Возможность последующего реинвестирования в эту программу и снижает суммарные затраты из федерального бюджета.

Эксперты считают, что потенциал роста лизинговых сделок по автомобильному транспорту не будет исчерпан и после 2013 г., поскольку парк страны нуждается в масштабном обновлении и пополнении.



Опубликовано: 20.12.2011 10:36
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.