На «дальняке» останутся сильнейшие
В наступившем году российский рынок международных перевозок должен окрепнуть, считают эксперты отрасли, и с ними соглашаются руководители крупнейших транспортных компаний.
После кризиса 2008 г., обвалившего рынок более чем на 20 %, минувший год стал очередным испытанием для тех, кто возит экспортно-импортные грузы в направлении Западной и Центральной Европы. Достаточно вспомнить проблемы, возникшие на старте года – польский кризис и трудности с разрешениями ЕКМТ. Но большинство участников транспортного процесса не опустили руки и выстояли. Отчасти это стало возможным благодаря тому, что российские перевозчики быстро учились ведению бизнеса у европейских коллег.
По признанию директоров крупных компаний, особенно трудными были январь и февраль, когда возникла реальная угроза полной остановки перевозок в западном направлении. Но проблему закрытия транзита через территорию Польши международники РФ решили, проложив альтернативные маршруты в обход соседской территории: с использованием паромных переправ на севере и через украинскую территорию на юге.
Рост рынка позитивно отразился на повышении ставок фрахта. На определенном этапе из Польши в Россию ставки фрахта оказались даже выше, чем на более длинном плече, например, из Германии и Франции в Россию. В то же время, перевозчики отмечают снижение эффективности в доставке экспортно-импортных грузов из-за отсутствия нужного количества разрешений, а также огромных потерь времени на перегрузку, оформление, простой в очередях на терминалах, границах и паромных переправах. При этом, в феврале и марте 2011 г. ряд транспортных компаний смог поднять зарплату водителям, которая была понижена в пик кризиса. И если бы не перечисленные барьеры, можно было бы говорить о выходе рынка на докризисные темпы роста.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» – еще одна поговорка, которая приходит на ум при рассмотрении итогов коммерческой деятельности международных перевозчиков. Если в 2010 г. большинство участников внешнеэкономической деятельности на автомобильном транспорте практически не покупали подвижной состав, то в 2011-м объем закупок снова вырос. Особенно выиграли те, чей бизнес построен на перевозке негабаритных грузов. Год назад большинство перевозчиков эксплуатировали технику, ввезенную по 147-му Постановлению правительства РФ. Фирмы занимались реэкспортом и делали ставку на машины, имевшиеся в наличии. Но благодаря падению цен на подвижной состав в Европе некоторые российские компании смогли пополнить флот тягачей и тралов для перевозки крупногабаритных грузов. Это позволило быть им конкурентоспособными и взяться за уникальные проекты, о которых раньше приходилось только мечтать.
Проблемы начала прошлого года и резкий отток иностранных перевозчиков позволил российским международникам вернуть себе часть рынка и увереннее чувствовать себя в нише, которую они занимали раньше. Большинство перевозчиков уже не борются с исступлением за 100-200 евро разницы в оплате перевозки, потому что работы хватает. По-другому начала строиться политика продаж и общение с клиентами. Обеспеченность разрешениями и то, что Россия является конечной страной-получателем для огромного количества европейских грузоотправителей, позитивно влияют на ситуацию. Теперь уже точно можно сказать, что в целом она изменилась к лучшему.
Категория: Транспортный бизнес

Смотрите также:
- Логистика 2021
- Перевозчики предупреждают о росте тарифов в 2021 году
- На господдержку рассчитывать не придется
- Автолизинг – на спадах и подъемах
- Лидеры на российском рынке пикапов