Новости

О транспортно-логистических проблемах ЦФО


О транспортно-логистических проблемах ЦФО

Александр Котов

 

27-28 марта в Калуге в гостиничном комплексе «Квань» состоялся первый Транспортно-логистический Конгресс Центрального федерального округа TransCargo.

 

В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Государственной компании «Автодор», Правительства Калужской области и других областей ЦФО, логистических компаний и прочих заинтересованных организаций.

 

Как сообщил в самом начале Конгресса губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, место проведения было выбрано неслучайно:

 

– Для нас это особенно актуально в силу нашего географического положения, - отметил губернатор.

 

Калужская область с недавних пор граничит непосредственной с Москвой, а кроме того, находится на одном из путей в столицу из Европы. Артамонов назвал такое расположение удачным, а транспортно-логистический кластер – важнейшим в модели развития области.

 

– Большинство товаропотоков у нас в стране завязано на московские транспортные узлы, что нелогично. 24 марта стало известно, что проект московского железнодорожного узла подорожал сразу на 700 миллиардов, - сказал далее губернатор Калужской области. Он выразил опасение, что Москва может «проглотить» и эту сумму, не почувствовав, хотя соседние регионы на такие средства можно было бы сделать «образцовыми» с точки зрения логистики.

 

Дальнейшее развитие Калужской области немыслимо без совершенствования логистики. Увеличивают нагрузку на транспорт и предприятия, уже работающие в регионе, например, завод Continental, расширяющий производство шин. К сожалению, о гармоничном сосуществовании различных видов транспорта пока говорить не приходится:

 

– Совершенно неоправданно мы погубили речной порт. В Европе речной транспорт активно используется, - сказал губернатор, добавив, что в советское время песок и щебень, например, вообще не разрешалось возить на большие расстояния на автомобилях – только по рекам и железным дорогам.

 

Губернатор отметил особое транспортно-логистическое значение для развития области созданного недавно на полпути между Москвой и Калугой индустриального парка «Ворсино». Это комплекс площадью 1917 га, расположенный вдоль трассы М3 (Москва-Киев) в 6 километрах от Обнинска, с развитой внутренней инфраструктурой (одних только автодорог на территории парка построен 21 километр). Комплекс имеет связь и с железной дорогой: действует станция «Ворсино», и сейчас продолжаются работы по её путевому развитию. 1064 га площади парка уже предоставлены инвесторам (заключены соглашения с 33 фирмами-резидентами) и ещё 782 га для размещения инвесторов пока свободны. На территории индустриального парка «Ворсино» на сегодняшний день уже создано свыше 3700 рабочих мест (а всего их будет примерно вдвое больше).

 

По мнению Артамонава, создание такого грандиозного парка оправдано. И приносит пользу не только прямую, но и косвенную: появление современного логистического центра меняет в лучшую сторону имидж Калужской области, делая её более привлекательной для инвесторов.

 

Участники конгресса отметили: в период, когда темпы развития экономики замедляются, логистика приобретает особое значение. Ведь развитая логистика – это своего рода задел на будущее. Причем, что касается планов развития сети автодорог в ЦФО (и в стране в целом), ситуация в этой сфере неоднозначна.

 

С одной стороны, сеть автодорог надо срочно развивать, в первую очередь, устраняя разрывы и узкие места. С другой стороны, чтобы снизить чрезмерную нагрузку на дороги, нужно устранять перекос в сторону автомобильного транспорта, сложившийся в грузоперевозках. Например, в других странах на расстояния свыше 800 км грузы, как правило, перемещают железнодорожным транспортом. У нас же, наоборот, даже такие длинные маршруты, как Европа-Москва (2000 - 2500 км), обслуживаются преимущественно автомобильным транспортом.

 

По мнению помощника министра транспорта РФ Дмитрия Твардовского, такая ситуация вызвана тем, что в портах работают стивидорные компании (то есть компании занимающиеся погрузочно-разгрузочными работами и всеми смежными операциями, вплоть до своевременной подачи транспорта к борту судна), на железной дороге – единый оператор (ОАО «РЖД»), и только на автодорогах единый оператор отсутствует. Правда, сейчас такой оператор появляется – это государственная компания «Автодор». По словам Твардовского, сложившийся дисбаланс между различными видами транспорта можно будет устранить путём взимания платы на дорогах с грузовых автомобилей.

 

Не означает ли это, что грузоотправители должны будут предпочесть другие виды транспорта просто за счёт подорожания автомобильных перевозок? По мнению Твардовского, речь идёт не о подорожании, а о перераспределении затрат для автомобильных перевозчиков. Ведь перевозки и сейчас недёшевы – например, из-за пробок, простоя машин у мест разгрузки и прочих задержек и вызываемых ими дополнительных расходов.

 

Естественно, владелец груза просто будет выбирать, как ему дешевле и удобнее его перевезти в нужные сроки. Но при этом нужно учитывать, что и у железнодорожников сейчас не всё гладко. Вокруг железных дорог в стране сегодня зачастую отсутствует необходимая инфраструктура. А старая система грузовых дворов вообще давно себя изжила: на смену им должны прийти современные логистические центры.

 

По словам Твардовского, первой к системе взимания платы с грузовых автомобилей должна быть подключена федеральная дорожная сеть страны. А это 50 тысяч километров автодорог, связывающих все основные центры притяжения грузов! Причём это лишь первый этап: впоследствии платными для грузовиков могут стать и региональные дороги.

 

– Ввести взимание платы за проезд грузовых автомобилей на дорогах федеральной сети мы планируем к концу 2015 года, – пояснил Дмитрий Твардовский специально для портала Transler. – Сроки введения оплаты на региональных дорогах будут зависеть от регионов, но в любом случае им проще будет это организовать, когда федеральная система уже заработает, появится первый опыт, будут выявлены и устранены ошибки.

 

По словам Твардовского, главные сложности при реконструкции дорог связаны с подготовкой территории. Причём трудности, связанные, например, с перекладкой проходящей вдоль дороги газовой магистрали (как технические, так и организационные) возникают никак не меньшие, чем те которые сопровождают выкуп земель. По мнению помощника министра, процесс выкупа, хотя и трудоёмкий в тех местах, где вдоль дороги расположено много мелких участков, принадлежащих разным собственникам, сегодня уже достаточно хорошо отработан и потому относительно несложен.



Опубликовано: 31.03.2014 12:07, Автор фото: Александр Котов
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.