Новости

Водителям автобусов – за парту!

Меньше двух лет остается до того срока, как дорожная полиция стран Евросоюза начнет требовать профессиональных водителей автобусов предъявлять документы, подтверждающие повышение квалификации. В соответствии с требованиями законодательства ЕС – закона о квалификации профессиональных водителей (BKrFQG) – с сентября 2013 года каждый сидящий за рулем пассажирского лайнера вместимостью более 8 человек должен пройти обучение в объеме не менее 35 часов.


    Законодательство предписывает пятилетний срок для проведения курсов повышения квалификации, три из которых уже позади. Вместе с тем, ряд фирм, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в страны ЕС, до сих пор не провел дополнительное обучение своих сотрудников. А чем ближе контрольный срок, тем сложнее это сделать без отрыва водителей от производства. Законодательство ЕС предписывает не просто иметь при себе «филькину грамоту» о проведении подготовки водителя автобуса, а документ, подтверждающий обучение по пяти семичасовым модулям.


    Первый из них – «Экологическая тренировка». Он предусматривает, в основном, экономичное вождение, а также грамотное и аккуратное техническое обслуживание без пролива технических жидкостей. Второй модуль – «Рынок и имидж» – касается роли и места человека в профессии, заботы о чистоте транспортного средства, соблюдении Правил дорожного движения и создания позитивного отношения окружающих к пассажирскому транспорту. Третий блок один из самых важных и его название говорит само за себя: «Техника безопасности и безопасность движения». Четвертая составляющая программы, «Предписания, риски и экстренные случаи в дорожном движении», касается социальных аспектов пассажирских перевозок. Наконец, завершающий блок – «Безопасность и здоровье пассажиров» охватывает все нюансы пребывания людей на борту, обеспечения их необходимым уровнем сервиса и комфорта, соблюдением правил поведения и требований безопасности.


    Новое требование не уточняет, в какой последовательности водитель автобуса должен проходить обучение – это отдано на откуп самим автотранспортным предприятиям. При этом срок действия водительского удостоверения значения не имеет: к указанному ранее сроку все без исключения должны иметь «аттестат водительской зрелости». Проведение дополнительных занятий по контраварийной подготовке, действиях при опрокидывании автобуса, пожаре в салоне или моторном отсеке приветствуются, но отдельный сертификат на прохождение такого обучения пока не требуется.


    Для обеспечения автобусных парков обучающей поддержкой некоторые структуры организуют и проводят краткосрочные платные курсы, на которых вместе с теорией преподается и практика. Например, проводятся тренировки в соответствии с требованиями европейского законодательства. Зачастую это однодневные тренинги, позволяющие минимизировать издержки транспортных компаний при отрыве сотрудников от основной работы всего на один рабочий день. Как вариант преподается тот же курс, разбитый на два-три отрезка при укороченном рабочем дне водителя.


    Примером гибкого подхода к решению проблемы может служить опыт компании OMNIplus, чей коллектив преподавателей проводит подготовку по однодневной программе в Германии и других странах ЕС. Эта профподготовка включает в себя динамический курс безопасности на полигонах в Хокенхайме и Лангенау на автобусах компании-перевозчика, курс по поведению водителя и общению с пассажирами, лекцию по социальным предписаниям и охране здоровья. Отдельно стоят тренировки для экстренных случаев: действиях при ДТП и пожаре. В этот же курс включена практика по креплению грузов и багажа.


    Аналитики отмечают, что подобную практику необходимо вводить и в России. Особую озабоченность при этом вызывают водители междугородных и пригородных автобусов, которые не соблюдают Правила дорожного движения, лихачат и не поддерживают транспортное средство в надлежащем состоянии. По всей видимости, это вопрос ближайших лет, поскольку так или иначе он укладывается в стратегию транспортной безопасности, которую провозгласили российские власти.



Опубликовано: 21.10.2011 14:53
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все новости.